Старушка с базара домой принесла песня. Конспект НОД по художественно-эстетическому направлению на тему: Рисование. «Однажды хозяйка с базара пришла…. Из льва квитко

ГБОУ ООШ №21 структурное подразделение

«Детский сад «Дружная семейка» города Новокуйбышевска Самарской области»

План –конспект

интегрированной непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками младшей группы
«Василек»

по теме: «Однажды хозяйка с базара
пришла…»

Подготовила: Князьевская С.В.

2013 г

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект непосредственной образовательной деятельности

с дошкольниками в младшей группе оздоровительной направленности.

Тема: «Однажды хозяйка с базара пришла …»

Интеграции: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Здоровье».

Цели: Познакомить детей с плодами овощных культур. Закрепить знания о месте их произрастания – овощи растут на огороде, на грядках. Выделять характерные признаки овощей: цвет, форму. Узнавать и называть овощи в натуральном виде и на картинках.

Образовательные задачи:

  • Закреплять знания детей об овощах, где они растут, их цвете и форме.

Развивающие задачи:

  • Продолжать развивать речь детей, обогащая словарный запас (названия овощей, огород, грядка)
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
  • Побуждать детей к активному общению, развивать диалогическую речь.
  • Развивать интонационную выразительность речи.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений.
  • Развивать силу голоса.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
  • Воспитывать усидчивость и аккуратность во время рисования.
  • Воспитывать любовь к природе.

Методы и приемы: - практические

Наглядные

Словесные

Игровые

Материалы и оборудование: Корзина с овощами, маски овощей, большой платок, необходимые атрибуты для продуктивной деятельности, инвентарь, подбор музыкального сопровождения в процессе НОД. Выставка рисунков: «Вот какие овощи».

Формы организации совместной деятельности

Ход деятельности.

Вводная часть:

Вос-ль : Ребятки, подойдите все ко мне. Вот какие молодцы. Но прежде чем я
вам расскажу, что мы будем делать, давайте с вами поздороваемся.

Проводится игра:

Здравствуй, левая рука,(показывают)
Здравствуй правая рука, (показывают)
Здравствуй друг (берутся за одну руку)
Здравствуйте друзья(машут руками)
Можем маленькими быть (приседают)
Можем мы большими быть (встают, поднимают руки вверх)
Но один никто не будет (грозят указательным пальчиком).

Молодцы, вот какие у нас дружные дети, теперь дружно и тихо –тихо
садимся на стульчики. (Дети садятся на стульчики)

Основная часть:

Ребята, а вы когда-нибудь ходили на базар? А что вы там покупали?
А я вчера ходила на базар и купила там… А что купила вы узнаете, если отгадаете загадки. Слушайте внимательно!

Наши зайцы не грустят,
Кочерыжками хрустят,
Зайцам из-за хруста,
Очень нравится (Капуста)

Какого она цвета?

Дети: Зеленая.

Вос-ль: А по форме?

Дети: Круглая.

Вос-ль: Под кустом копнешь немножко –
Выглянет на свет
…(Картошка)

Какая у нас картошка?

Дети: Коричневая, овальная.

Вос-ль: За ботву, как за веревку,
Можно вытащить …
(Морковку).

Какого цвета морковка?

Дети: Оранжевого.

Вос-ль: Для закуски, для салата,
С чесночком для аромата,
Для засолки, наконец,
Пригодится...
(Огурец)

Какой у нас огурчик?

Дети: Зеленый, овальный.

Вос-ль: Не пугайтесь, если вдруг,
Слезы лить заставит
… (Лук).

Растут на грядке
Зелёные ветки,
А на ветках -
Красные детки. (Помидоры)

А какой у нас помидор?

Дети: Красный, круглый.

Вос-ль: В мире моды овощной
Каждый блещет красотой.
Фиолетовый кафтан
Надевает
(Баклажан)

Нет румян, ну как же быть?
Их в деревне не купить.
Знает тётя Фёкла,
Ей поможет (Свекла )

Какого цвета свекла?

Дети: Бордового.

Вос-ль: Завалился на бочок
лежебока
… (Кабачок).
Он кусает, только вот,
Зубок есть, но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Называется
(Чеснок)

Вос-ль: Дети, как назвать одним словом, что я купила на базаре?

Дети: Овощи!

Вос-ль: Верно! Умнички. Смотрите, чтобы овощи не помялись, я сложила их в корзину. А скажите мне, где выращивают овощи?

Дети: На огороде.

Вос-ль: Верно, на огороде, на грядках. (Показываю картинку)
Что растет на грядках?
Сколько капусты на грядке? (Много)
А у меня? (Одна)
Сколько морковки на грядке? (Много)
А у меня? (Одна)
Молодцы! А скажите, какое сейчас время года
? (Дети встают около стульчиков)

1,2,3,4,5
Это каждый должен знать (дети шагают на месте)
Лето, осень и зима
А потом придет весна (хлопают в ладоши)
Мы теперь друг друга спросим (разводят руки в стороны)
Что настало нынче?
- Осень!

Вос-ль: Да, ребятки, на улице сейчас осень. А осенью люди убирают урожай овощей.

(Появляется Зайка за ширмой)

Зайка: (плачет)

Мне сегодня очень грустно,
Съесть хотел я лист капустный.
И пришел на огород,
Где капусточка растет.
А там козы побывали,
И капусту всю сжевали.
Вот сижу теперь и плачу,
Ведь теперь голодный Зайчик!

Вос-ль: Зайка, ты не плачь!

Зайка: Как же мне не плакать?
Весной капусточку сажал,
В земле ямку вырывал,
Семечко в нее бросал
И землею засыпал.
Летом много поливал
И от травки защищал.
Уродилась моя капустка на славу!
А козы пришли и капусту всю сжевали

Вос-ль: Плачет Зайка? Что нужно сделать?

Дети: Пожалеть Зайчика. (Дети жалеют Зайчика)

Зайка, зайка, не реви.
Лучше в гости приходи!
Урожай у нас богатый.
Угостят тебя ребята.

Зайка: (прыгает)

Ой, как здорово! Спасибо, вам ребятки!
Расскажите мне, что растет у вас на грядке?

(Детям одевают шапочки, проводится игра «Собираем урожай»)

В огород сейчас пойдем
Овощей там соберем (дети шагают по кругу)
1,2,3,4,5 (хлопают в ладоши)
Что мы будем собирать (пожимают плечами)
Картошку, морковку,
Репу и свеклу.
Помидоры, перчик, огурец
И капусту наконец! (дети в шапочках выходят в круг)
Весь собрали урожай
Вот он, видишь, получай.(дети показывают руками на урожай)

Зайка: Хороший у вас урожай! А мои любимые овощи – морковка и капустка.

Вос-ль: Ребята, а давайте капустку засолим и угостим зайчика . (Игра проводится
шепотом)

Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту трем, трем.
Мы капусту мнем, мнем.
Вкусная капустка! Угощайся, Зайка!

Зайка: Спасибо вам, ребята.

Дети: Пожалуйста.

Вос-ль: Зайка, а у нас ребятки любят все овощи, потому что они вкусные и полезные,
в них много полезных веществ и витаминов. Правда, ребята?

Дети: Да!

Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только нужно знать,
Чтоб здоровым стать,
Надо кушать каждый день
Овощи и фрукты.
Всем известно, что они -
Полезные продукты.

Зайка : Сколько я полезного узнал. И капусты мне хватит на всю зиму. Еще раз
спасибо вам большое. А теперь, до свидания, мне в лес пора.
(Зайчик уходит)

Вос-ль : Я по базару вчера шла
Вот такой платок нашла.
Разноцветный, расписной
Необычный, непростой!
Предлагаю вам, друзья,
Поиграть с платочком я!
(Под музыку дети бегают, по окончании музыки
приседают, воспитатель накрывает кого платочком.)
1,2,3,
Кто же спрятался внутри
?
Не зевайте, не зевайте,
Поскорее отвечайте.
(Морковки. Игра проводится 2-3 раза)
Мы платочек поднимаем,
Что под ним сейчас узнаем.
Что же это? Корзина…
А корзине пусто.
Вос-ль: А вам, ребятки, я предлагаю нарисовать овощи и сложить их в корзину. Давайте с вами договоримся, мальчики будут рисовать овощи зеленого и оранжевого цвета, а девочки красного и желтого.

(Дети рисуют методом «тычка», звучит спокойная музыка. После окончания работы рисунки вывешиваются на доску. Воспитатель обращает внимание детей на то, как красиво и аккуратно дети выполнили свои рисунки)

Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!

    ПРО ЯНЕКА

Жил на свете Янек,
Был он неумен.
Если знать хотите -
Вот что делал он.

Ситом черпал воду,
Птиц учил летать,
Кузнеца просил он
Кошку подковать.

Комара увидев,
Брался за топор,
В лес дрова носил он,
А в квартиру - сор.

Он зимою строил
Домик ледяной:
"То-то будет дача
У меня весной!"

В летний знойный полдень
Он на солнце дул.
Лошади уставшей
Выносил он стул.

Как-то он полтинник
Отдал за пятак.
Проще объяснить вам:
Янек был дурак!

    ПТИЧЬЕ РАДИО

Внимание! Внимание!
Сегодня в пять часов

Сегодня в нашу студию
(Внимание! Внимание!)
Слетятся птицы разные на радиособрание!

Во-первых, по вопросу:
Когда, в каком часу
Удобнее и выгодней использовать росу?

Второй вопрос назрел давно:
Что "эхом" называется?
И если есть в лесу оно,
То где оно скрывается?

По третьему вопросу
Докладывает Дрозд,
Назначенный заведовать ремонтом птичьих
гнезд.

Потом начнутся прения:
И свист, и скрип, и пение,
Урчанье, и пиликанье,
И щебет, и чириканье.
Начнутся выступления
Скворцов, щеглов, синиц
И всех без исключения
Других известных птиц.

Внимание! Внимание!
Сегодня в пять часов
Работать будет станция для рощ и для лесов!

Наш приемник в пять часов
Принял сотню голосов:
"Фиур-фиур! Фью-фью-фыо!
Чик-чирик! Тью-тью-тью-тью!
Пиу-пиу! Цвир-цвир-цвир!
Чиви-чиви! Тыр-тыр-тыр!
Спать-пать-пать! Лю-лю! Цик-цик!
Тень-тень-тень! Чу-ик! Чу-ик!
Ко-ко-ко! Ку-ку! Ку-ку!
Гур-гур-гур! Ку-ка-реку!
Ка-арр! Ка-арр! Пи-ить! Пить!.."

Мы не знали, как нам быть!
Очевидно, в этот час
Передача не для нас!

    ГДЕ ОЧКИ?

Что стряслось у тети Вали?
- У нее очки пропали!

Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,

С головою залезала
Под матрац, под одеяло,

Заглянула в ведра, в крынки,
В боты, в валенки, ботинки,

Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,

Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала.

Снова шарит под подушкой,
Снова ищет за кадушкой.

Засветила в кухне свечку,
Со свечой полезла в печку,

Обыскала кладовую -
Все напрасно! Все впустую!

Нет очков у тети Вали -
Очевидно, их украли!

На сундук старушка села.
Рядом зеркало висело.

И старушка увидала,
Что не там очки искала,

Что они на самом деле
У нее на лбу сидели.

Так чудесное стекло
Тете Вале помогло.

    ИЗ ЛЬВА КВИТКО

    АННА-ВАННА БРИГАДИР

Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
Мы их не обидим:
Поглядим и выйдем!

Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросят купать пора,
После приходите.

Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят
И потрогать спинки -
Много ли щетинки?

Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросят кормить пора,
После приходите.

Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
Рыльца - пятачками?
Хвостики - крючками?

Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросятам спать пора,
После приходите.

Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
- Уходите со двора,
Потерпите до утра.

Мы уже фонарь зажгли -
Поросята спать легли.

    БАРСУКИ

Как могут они
Под землею расти
И скучную жизнь
Под землею вести?

Их в темную нору
Запрятала мать,
Она не пускает
Их днем погулять.

Охотники часто
Бывают в лесу,
Охотники бьют
Барсука и лису.

Им только бы зверя
Пушного поймать!
За малых детей
Беспокоится мать.

Она не уступит
Охотникам их,
Красивых, пушистых
Любимцев своих.

Она бережет их
В глубокой норе,
Она их выносит
Гулять на заре.

Хохлатые дятлы
На елках стучат.
В зубах барсучиха
Несет барсучат.

И утренним воздухом
Дышат они.
Заснут на припеке -
Проснутся в тени.

Высокое солнышко
Сушит росу.
Становится тихо
И душно в лесу.

Лежат барсучата
На солнце, ворчат.
Домой барсучиха
Несет барсучат.

В горячие полдни
Июльской жары
Что может быть
лучше
Прохладной норы?

    ВЕСЕЛЫЙ ЖУК

Он весел и счастлив
От пят до макушки -
Ему удалось
Убежать от лягушки.

Она не успела
Схватить за бока
И съесть под кустом
Золотого жука.

Бежит он теперь
И знакомых встречает,
А маленьких гусениц
Не замечает.

Бежит он сквозь чашу,
Поводит усами,
И чаща встречает
Его голосами.

Зеленые стебли,
Как сосны в лесу,
На крылья его
Осыпают росу.

Ему бы большую
Поймать на обед!
От маленьких гусениц
Сытости нет.

Он маленьких гусениц
Лапкой не тронет,
Он честь и солидность
Свою не уронит.

Ему после всех
Огорчений и бед
Всех больше добыча
Нужна на обед.

И вот наконец
Он встречает такую
И к ней подбегает,
От счастья ликуя.

Жирнее и лучше
Ему не найти!..
Но страшно к такой
Одному подойти.

Он вертится,
Ей преграждая дорогу,
Жуков проходящих
Зовет на подмогу.

Борьба за добычу
Была нелегка:
Ее поделили
Четыре жука.

    ИЗ АСЕНА БОСЕВА

    ПОИГРАЕМ-УГАДАЕМ!

Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет - молодец!

Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг.
Угадайте - кто?..
[Индюк!]

Да! Индюк! Признаться, братцы.
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо -
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако,
Он верблюд или... кто?..
[Собака!]

Верно, верно! Угадали,
Будто где ее видали!
А теперь давайте с вами
В лес поедем за грибами.

Посмотрите-ка, ребята:
Тут - лисички, там - опята,
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые... Что?..
[Поганки!]

Что? Поганки? Неужели?
Но поганки захотели
Стать полезными грибами
И пришли на кухню сами
И сказали: - Как хотите,
Хоть зажарьте, хоть сварите, -
Обожаем поваров!
Ненавидим... Кого?..
[Докторов!]

То, что я сказал вам, - тайна!
Догадались вы случайно,
Это был большой секрет...
Но от вас секретов нет!

Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает... кто?..
[Кошка!]

    ПЯТЬ ВЕСЕЛЬЧАКОВ

Уселись пять весельчаков
На берегу Марицы.
И каждый тотчас был готов
Придумать небылицы.

Один сказал: - Смотрите, там,
Направо, по теченью,
Плывет большой гиппопотам
И лопает печенье!

Другой сказал: - Он утонул!
Да, да! На самом деле!
В Марице множество акул -
Они, беднягу, съели!

Тут крикнул третий: - Братцы! Стоп!
Я видел на лужайке,
Как мяч гонял пузатый поп
В трусах и красной майке!

От страха я еще дрожу, -
Тут прошептал четвертый. -
Хотите, я вам расскажу
Историю про черта?

Он был рогатою свиньей,
Рогатою кобылой,
Рогатой кошкой... Ой, ой, ой!
Как это страшно было!

А я залез на старый клен, -
Сказал серьезно пятый. -
А там уже на ветке он,
Твой черт - баран рогатый!

Тут я схватил его за хвост,
На землю сдернул с ветки.
Гляжу, а это певчий дрозд!
Теперь сидит он в клетке!

Клянусь вам, птичка - первый сорт!
Глядишь - не наглядишься!
Но вдруг она тот самый черт,
Кого ты так боишься?!

Так хохотали шутники,
Что падали от смеха.
Озорники-весельчаки!
Послушать их - потеха!

    ХРАБРЫЙ КОСТА

Между скал через поток
Перекинут был мосток.
Как живой, мосток дрожит,
По камням поток бежит.

Почесал затылок Коста:
- Провалиться очень просто!
Пробирает сердце дрожь -
Все равно не перейдешь...

Подошел Никола-брат:
- Ты мне, братец, вижу, рад!
Ну, держись! Пошли вдвоем!
Да не бойся! Перейдем!

И минуты не прошло,
Как от сердца отлегло, -
Перевел братишку брат,
Оба рядышком стоят.

Принял Коста гордый вид
И Николе говорит:
- Я и сам бы мог, браток,
Перейти через мосток!
И не шел бы, а бежал.
Зря ты за руку держал!

Тут у Косты за спиною
Вдруг раздался голосок:
- Ты еще не раз со мною
Повстречаешься, дружок!

    КАК ИЗ МУХИ СДЕЛАЛИ СЛОНА...

Сидел отряд,
Пыхтел отряд
И сочинял
Отчет-доклад.

И каждый думал
Об одном:
Что отразить
В докладе том,

Как написать
Такой доклад,
Чтоб был вожатый
Горд и рад.

Один сказал:
- Вчера, друзья,
Локтями
Вытер парту я!

А я тарелку
Облизал! -
Второй ему в ответ
Сказал.

Захарий Димку
С ног свалил -
Обоих
Я водой облил...

Намалевал я
На стене
То, что во сне
Приснилось мне...

Как мел,
Учитель побелел,
Когда под партой
Я запел...

Не я ли
Дедушке помог
Переступить
Через порог?! -

Вот так.
На ум пришли дела,
Которым
Не было числа.

Тут сразу все
Пошло на лад...
Готов отчет!
Готов доклад!

В нем сказано
Без пышных фраз
Про образцовый
Школьный класс.

И про сознательных
Ребят,
Что все
За чистотой следят,

И что рисуют,
И поют,
В обиду слабых
Не дают.

И помогают
Старикам
В пример другим
Ученикам...

Какой доклад!
Какой отчет!
Отряду - слава
И почет!

Вздохнул вожатый:
- Вот те на!
Из мухи
Сделали слона!..

    УМНИК АТАНАС

В пятом классе среди нас
Всех забавней Атанас.
Стоит с ним разговориться -
Остается лишь дивиться.

Спросишь: - Слушай, паренек,
Как вчера прошел урок? -
Он ответит: - Все в порядке,
Съел четыре шоколадки!

С кем ты дружишь из ребят,
Что вокруг тебя сидят?
- С тем дружу, кому не жалко
На уроке дать шпаргалку.

Как бы, друг, ты жить хотел?
- Отдыхать, не зная дел.
- Чем ты любишь заниматься?
- На спине в траве валяться!

Подскажи нам, Атанас,
Твой любимый школьный час.
- Ну конечно, несомненно,
Это только перемена!

Что считаешь ты трудом?
Отвечай скорей, мы ждем!
- Я уже трудом считаю,
Что жую и сам глотаю!

    С НАМИ СМЕХ!

Нам живется лучше всех,
Потому что с нами - Смех!
С ним нигде не расстаемся,
Где б мы ни были - смеемся!
Утром выглянем в окно,
Дождик льет, а нам смешно!
Если в школу путь лежит,
Рядом с нами смех бежит.
Наш отряд идет в поход -
Смех от нас не отстает.
С нами он в любой игре
Дома, в школе, на дворе,
На реке, в лесу и в поле,
На катке и на футболе,
Всюду с нами наш дружок -
Смех-Смехунчик! Смех-Смешок!
Молодой, задорный Смех!
Посмеяться ведь не грех?!

    ПРЕГРАДЫ

В класс Марийка опоздала.
Кто же в этом виноват?
- Ну, во-первых, одеяло
Встать с кровати не пускало!
Вот одна из трех преград!
Ну и зеркало немного
Задержало на пути -
Надо ж было на дорогу
Мне косички заплести!
В-третьих, кружку молока
Ведь не выпьешь в два глотка?!
А часы тебя не ждут -
Все идут, идут, идут...

    КОММЕНТАРИИ

    А ЧТО У ВАС?

"Все стихотворения Михалкова согреты теплым, серьезным, наивным юмором,
пронизаны светом человеческой молодости"*, - эти слова А.А.Фадеева как
нельзя лучше подтверждаются стихотворениями, собранными в разделе "А что у
вас?".
______________
* Фадеев А. Детские стихи Сергея Михалкова. - "Правда" (1938, 6
февраля). В кн.: Фадеев А. За тридцать лет. (М., 1957, с. 727).

За стихи для детей младшего возраста С.В.Михалков был в 1970 году
удостоен Ленинской премии.

А ЧТО У ВАС? Одно из самых популярных стихотворений С.В.Михалкова.
Впервые было напечатано в газете "Известия" (1935, 17 июля). Вошло почти во
все сборники стихов поэта, в избранные сочинения и собрания сочинений. Более
двадцати раз выходило отдельным изданием с рисунками художников А.Пахомова,
Н.Цейтлина, И.Кузнецова.
Неглинная, Зацепа - названия улиц в Москве.

ВЕСЕЛЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ. В конце 30-х годов эта песня композитора
М.Старокадомского на стихи С.Михалкова была очень популярна среди ребят. Ее
распевали маленькие герои кинофильма с тем же названием. Стихи, написанные
специально для фильма, впервые были опубликованы в газете "Кино" (1937, 29
апреля) под названием "Песенка друзей". Позднее печаталась также под
названием "Песенка наших друзей" ("Затейник", 1938, Э 5). Под названием
"Веселые путешественники" впервые была выпущена отдельным изданием (Одесса,
1938).

ПРИВИВКА. Впервые было напечатано в сборнике "День русской поэзии" (М.,
1958), в журнале "Веселые ребята" (1959, Э 3) печаталось с рисунками
С.Бялковской.

ПРО МИМОЗУ. Впервые напечатано в газете "Комсомольская правда" (1935, 5
октября). Печаталось также под названием "Мимоза" в журнале "Мурзилка"
(1936, Э 1) с рисунками А.Каневского. Отдельным изданием впервые вышло в
Пятигорске (1938). Входило в различные сборники поэта с иллюстрациями
К.Ротова, А.Ермолаева, Г.Валька.

КОТЯТА. Впервые было напечатано в журнале "Мурзилка" (1947, Э 6) с
рисунками Е.Чарушина. Выходило отдельными красочными изданиями с рисунками
В.Лебедева, А.Порет.

БАРАНЫ. Впервые было напечатано в журнале "Затейник" (1937, Э 5) под
названием "Два барана" с подзаголовком "Шутка". В сборнике поэта "Мои стихи"
(М., 1938) печаталось под названием "Про баранов", в сборнике "Стихи"
(М.-Л., 1939) - под названием "Бараны". В дальнейшем входило во многие книги
поэта и иллюстрировалось художниками А.Ермолаевым, В.Щегловым.

ЧЕПУШИНКИ. Написано в 1939 году. Публикуется в настоящем издании
впервые.

ЧАСЫ. Впервые печаталось в сборнике С.В.Михалкова "Мои стихи" (М.,
1938). В дальнейшем включалось в авторские книги с рисунками А.Ермолаева,
В.Коновалова.

МОЙ ЩЕНОК. Выходило отдельными иллюстрированными изданиями с рисунками
В.Корецкого (М., 1943) и А.Порет (М., 1950). Вошло в сборник поэта "Стихи
для детей" (М., 1943) с рисунками В.Лебедева.

КАК У НАШЕЙ ЛЮБЫ. Впервые публиковалось в газете "Правда" (1975, 31
декабря), затем - в журнале "Мурзилка" (1976, Э 4) с рисунками А.Брея. В
книгу С.В.Михалкова "Веселый день" (М., 1979) вошло с рисунками Ф.Лемкуля.

В ПАРИКМАХЕРСКОЙ. Печаталось также под названием "Стрижка" в книге
поэта "Избранное" (М., 1948).

РИСУНОК. Впервые опубликовано в журнале "Пионер" (1936, Э 2) с
рисунками А.Каневского. В книге поэта "Мои стихи" (М., 1938) напечатано с
посвящением М.В.Водопьянову. Входило во многие авторские сборники,
иллюстрировалось К.Ротовым, А.Ермолаевым, Ф.Глебовым и др.

КОРАБЛИКИ. Впервые было напечатано в "Литературной газете" (1936, 10
апреля), затем - в журнале для самых маленьких "Ванька-Встанька" (1936, Э
1). Вошло в авторские книги с иллюстрациями К.Ротова, А.Короткина, А.Брея,
А.Ермолаева и др.

ЕСЛИ. Впервые печаталось в газете "Известия" (1935, 21 октября) под
названием "Шутка про "если". В книге поэта "Стихи для детей" (М.-Л., 1943)
печаталось под названием "Если" с рисунками А.Ермолаева. Входило во многие
другие сборники поэта. Иллюстрировалось также К.Ротовым, В.Щегловым.

ВЕЛОСИПЕДИСТ. Впервые напечатано в журнале "Чиж" (1941, Э 6). В
дальнейшем - в сборниках поэта "Стихи для детей" (М.-Л., 1943) с рисунками
В.Коновалова, "Стихи для детей" (М., 1947) с рисунками И.Семенова,
"Избранное" (М., 1948) и др.

ТРЕЗОР. Впервые под названием "Щенок" напечатано в журнале "Красная
новь" (1938, Э 1), затем - в сборниках поэта "Мои стихи" (М., 1938); "Стихи
для детей" (М.-Л., 1943) с рисунками В.Лебедева.

ПРО ДЕВОЧКУ, КОТОРАЯ ПЛОХО КУШАЛА... Впервые опубликовано в газете
"Советский Крым" (1977, 28 августа), затем - под названием "Про девочку,
которая плохо ела..." - в журнале "Мурзилка" (1977, Э 12) с рисунками
В.Чижикова.

КОМАР-КОМАРЕЦ. Это шуточное стихотворение впервые было напечатано в
газете "Пионерская правда" (1969, 4 февраля) с подзаголовком "Веселые
стихи". В Собрании сочинений поэта (Т. I. M., 1970) печаталось с рисунками
А.Пушкарева.

ЛЕСНАЯ АКАДЕМИЯ. В книге поэта "Мы с приятелем" (М., 1977) опубликовано
с подзаголовком "По старинной детской песенке". Рисовал художник В.Чапля.
Выходило отдельным изданием (М., 1975) с рисунками В.Чижикова.

КОРАБЕЛЬНАЯ СОСНА. Впервые печаталось в журнале "Москва", (1980, Э 1).

БЕГЛЯНКА. Впервые напечатано в газете "Известия" (1973, 22 сентября).
Выходило отдельными красочными изданиями с рисунками И.Семенова (М., 1975),
Л.Токмакова (М., 1978). В сборнике поэта "Мы с приятелем" (М., 1977)
напечатано с рисунками В.Каневского.

ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ И ПЯТЬ. Впервые напечатано в газете "Комсомольская
правда" (1958, 19 января), входило в книги того же названия с рисунками
И.Семенова, в других сборниках - с рисунками Е.Мешкова.

НЕДОТЕПА. Впервые печаталось в газете "Правда" (1975, 31 декабря)
вместе с другими стихами под общим заголовком "Взрослым о детях", затем - в
журнале "Мурзилка" (1976, Э 6) с рисунками Б.Диодорова. Вошло в сборник
поэта "Мы с приятелем" (М., 1977) с рисунками В.Каневского.

МОДНОЕ ПЛАТЬЕ. Впервые печаталось в "Литературной газете" (1978, 18
октября), затем - в журнале "Мурзилка" (1979, Э 3) с рисунками В.Чижикова.

АВТОГРАФЫ. Впервые печаталось в книге "Круглый год" (М., 1972).
Автограф - здесь: собственноручная подпись или надпись.

ЛАПУСЯ. Впервые публиковалось под рубрикой "Озорные стихи" в газете
"Литературная Россия" (1964, 11 декабря) с рисунками Л.Смехова. Вошло в
книгу "Прививка" (М., 1967) с рисунками Е.Мешкова. В Собрании сочинений
поэта (Т. I. М., 1970) с рисунками Г.Мазурина.

"ПОСТИРУШКА". Это шуточное стихотворение впервые опубликовано в журнале
"Юность" (1967, Э 11).

ХОРОШИЕ ТОВАРИЩИ. Впервые напечатано в журнале "Мурзилка" (1976, Э 9) с
рисунками Б.Диодорова.

БЕГЛЕЦ. Впервые под названием "Орел" опубликовано в "Литературной
газете" (1976, 16 июня), под названием "Нежданный гость" напечатано в
журнале "Мурзилка" (1976, Э 8) с рисунками Л.Токмакова. Под названием
"Беглец" с рисунками И.Гитберг напечатано в альманахе "Круглый год" (M.,
1978), с рисунками Ф.Лемкуля вошло в сборник поэта "Веселый день" (М.,
1979).

ПОДУШЕЧКА. Впервые публиковалось в журнале "Мурзилка" (1963, Э 9) с
рисунками А.Елисеева и М.Скобелева. Отдельной книжкой вышло в издательстве
"Худож. фонд РСФСР" (Л., 1972) с рисунками А.Ковалева.

ЗЯБЛИК. Первые публикации были в "Литературной газете" (1976, 16 июня),
в журнале "Мурзилка" (1976, Э 7) с рисунками В.Каневского. Вошло в сборник
поэта "Мы с приятелем" (М., 1977) с рисунками В.Каневского и в книгу поэта
"Веселый день" (М., 1979) с рисунками Ф.Лемкуля.

МЫ С ПРИЯТЕЛЕМ. Это стихотворение, посвященное народному артисту СССР
И.Ильинскому, давно ставшее классическим, было опубликовано впервые в
журнале "Пионер" (1936, Э 4) под названием "Два приятеля". Под названием "Мы
с приятелем" опубликовано в журнале "Ванька-Встанька" (1936, Э 2) с
рисунками В.Сутеева и в газете "Известия" (1936, 1 сентября).
В 1937 году стихотворение вышло отдельным изданием с рисунками
И.Кузнецова (М., Детиздат).

"МЕТЕОР". Впервые напечатано в журнале "Мурзилка" (1976, Э 5) с

Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.

Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам
Боря Просто так:
- А у меня в кармане гвоздь.
А у вас?
- А у нас сегодня гость.
А у вас?
- А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят.

А у нас на кухне газ.
А у вас?
- А у нас водопровод.
Вот.
- А из нашего окна
Площадь Красная видна.
А из вашего окошка
Только улица немножко.

Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий,
Презеленый красный шар.

А у нас огонь погас
- Это раз.
Грузовик привез дрова
- Это два.
А в-четвертых, наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется пилот,
- С лесенки ответил Вова:
- Мама - летчик? Что ж такого!
Вот у Коли, например,
Мама - милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы - инженеры.
А у Левы мама - повар.
Мама - летчик? Что ж такого!

Всех важней, - сказала Ната,
- Мама вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.

И спросила Нина тихо:
- Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьет?
Ну конечно, не пилот.
Летчик водит самолеты
- Это очень хорошо.
Повар делает компоты
- Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны,
Мамы всякие важны.

Дело было вечером,
Спорить было нечего.

Щенок. Михалков С.В.

Я сегодня сбилась с ног
- У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.

В это утро
Очень рано
Соскочил щенок с дивана,
Стал по комнатам ходить,
Прыгать, Лаять, Всех будить.
Он увидел одеяло
- Покрываться нечем стало.
Он в кладовку заглянул
- С медом жбан перевернул.
Он порвал стихи у папы,
На пол с лестницы упал.
В клей залез передней лапой,
Еле вылез И пропал...

Может быть, его украли,
На веревке увели,
Новым именем назвали,
Дом стеречь Заставили?
Может, он в лесу дремучем
Под кустом сидит колючим,
Заблудился, Ищет дом,
Мокнет, бедный, под дождем?

Я не знала, что мне делать.
Мать сказала: - Подождем.
Два часа я горевала,
Книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала,
Все сидела и ждала.
Вдруг
Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог...
Кто же это? Мой щенок.

Что случилось,
Если сразу
Не узнала я щенка?
Нос распух, не видно глаза,
Перекошена щека,
И, впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела.

Мать сказала: - Дверь закрой!
К нам летит пчелиный рой.

Весь укутанный,
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу
- Я сама его лечу.

Стихотворение "Прививка" С. Михалков


- Вы слыхали? Это нас!..
- Я прививки не боюсь:
Если надо - уколюсь!
Ну, подумаешь, укол!
Укололи и - пошел...
Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.
Я вхожу одним из первых
В медицинский кабинет.
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет!
Если только кто бы знал бы,
Что билеты на футбол
Я охотно променял бы
На добавочный укол!..
- На прививку! Первый класс!
- Вы слыхали? Это нас!..
- Почему я встал у стенки?
У меня... дрожат коленки...

Как у нашей Любы...

Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные
- Детские, молочные...
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
- Мне сегодня не до вас!
- Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит
- Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять!
Тут же бабушка хлопочет,
Дать совет полезный хочет
- Как лечили в старину.
Только дедушка спокоен
- Он бывалый, старый воин,
Не одну прошел войну.
Заглянул он внучке в рот:
- Все до свадьбы заживет!

Стихотворение "Овощи" С. Михалков

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, Капусту, Морковку, Горох,
Петрушку и свеклу. Ох!..
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка? Капуста? Морковка? Горох?
Петрушка иль свекла? Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, Капусту, Морковку, Горох,
Петрушку и свеклу. Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, Капуста, Морковка, Горох,
Петрушка и свекла. Ох!..
И суп овощной оказался не плох!

Многие родители считают, что упражнения для развития мелкой моторики нужны детям, испытывающим затруднения в становлении речи. В действительности же педиатры и психологи настойчиво советуют проводить пальчиковую гимнастику всем детям вне зависимости от уровня их развития. Она поможет не только улучшить моторные функции кистей рук, но и активизирует речевые центры в головном мозгу, напрямую отвечающие за становление речи. Кроме этого, регулярные упражнения для развития мелкой моторики рук послужат импульсом для улучшения внимания, памяти, интеллектуальных и творческих способностей ребенка. Поэтому сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с пальчиковой гимнастикой на тему «Овощи и фрукты».

Как и другие игры, направленные на развитие моторики ( , «Насекомые»), комплекс упражнений «Овощи и фрукты» следует выполнять вместе с ребенком, внятно и с выражением проговаривая слова и медленно показывая, как именно нужно выполнять то или иное движение. Для успешного проведения такой гимнастики выберите время, когда малыш находится в хорошем расположении духа. Не забывайте контролировать продолжительность игры: она не должна превышать пяти минут, иначе кроха попросту заскучает.

Пальчиковая гимнастика «Овощи и фрукты» познакомит детей с названиями овощей и фруктов, а также местами их произрастания (на лесной поляне, в огороде).

Апельсин, В сад за сливами пошли, Капуста, Компот

Апельсин
Мы делили апельсин;
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
(на каждую строчку сжимают пальцы рук в кулак, начиная загибать их с большого)
Он сердит на нас, беда!!!
(бросательное движение правой рукой)
Разбегайтесь кто куда!!!
(бегут пальцами по столу)

В сад за сливами пошли
Палец сильный и большой
(поднять большие пальцы обеих рук)
В сад за сливами пошёл,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
(указательный жест указательным пальцем)
Средний палец самый меткий -
Он срывает сливы с ветки!
(средний оттянуть и отпустить)
Безымянный подбирает,
(«подбираем» безымянным)
А мизинчик в землю косточки сажает.
(мизинец «вдавливаем в землю» круговыми движениями)

Капуста
Мы капусту рубим-рубим,
(движение прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим-солим
(поочередное поглаживание подушечек пальцев)
Мы капустку трем-трем,
(потирать кулачок о кулачок)
Мы капусту жмем-жмем.
(сжимать и разжимать кулачки)
Попробовали… Пересолили…

Компот
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много, вот:
(левую ладошку держат «ковшиком», а пальцем правой руки помешивают. Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим-варим мы компот.
Угостим честной народ.

Лесная ягода, Овощи, Репка, Фрукты

Лесная ягода
(пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками)
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава-мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы корзиночку несём,
Всю тебя мы соберём.

Овощи
Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный слог - разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений - от подушечки к основанию пальца.
Левая рука:
Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,
(дети разминают средний)
Тыква, капуста, картошка,
(дети разминают безымянный)
Лук и немного горошка.
(дети разминают мизинец)

Правая рука:
Овощи мы собирали.
(дети разминают мизинец)
Ими друзей угощали,
(дети разминают безымянный)
Квасили, ели, солили,
(дети разминают средний)
С дачи домой увозили.
(дети разминают указательный)
Прощай же на год,
Наш друг-огород.

Овощи
На базар ходили мы,
(соединение мизинцев)
Много груш там и хурмы,
(соединение безымянных)
Есть лимоны, апельсины,
(соединение средних)
Дыни, сливы, мандарины.
(соединение указательных)
Но купили мы арбуз –
(соединение больших)
Это самый вкусный груз!

Репка
Тянут, тянут бабка с дедкой
(разгибают большие пальцы)
Из земли большую репку.
(разгибают указательные)
К ним пришла тут внучка,
(разгибают средние)
Подбежала Жучка,
(разгибают безымянные)
Кошка тоже потянула.
(разгибают мизинцы)
Берут репку.
Хоть держалась крепко -
Вытянута репка!
(поднимают руки вместе)

Фрукты
Соединение пальчиков, между которыми находится мячик, начиная с мизинцев; дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не должны касаться друг друга
На базар ходили мы,
(дети соединяют мизинцы)
Много груш там и хурмы,
(дети соединяют безымянные)
Есть лимоны, апельсины,
(дети соединяют средние)
Дыни, сливы, мандарины,
(дети соединяют указательные)
Но купили мы арбуз -
(дети соединяют большие)
Это самый вкусный груз.
(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)

У Лариски две редиски, Хозяйка однажды с базара пришла, Ягода

У Лариски две редиски
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» подушечки пальцев по направлению от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения
У Лариски - две редиски,
У Алешки - две картошки,
А у Вовки - две морковки,
А у Петьки - две редьки.

Хозяйка однажды с базара пришла
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
(«шагают» пальчиками по столу.)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу.

ОХ!
(хлопок в ладоши)
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
(удары по столу кулачками и ладонями)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свекла.
(на каждое название загибают пальчик)
ОХ!
(хлопок в ладоши)
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу.
(на каждое название загибают пальчик)
ОХ!
(хлопок в ладоши)
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
(стучат ребром ладони по столу)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свекла.
(на каждое название загибают пальчик)
ОХ!
(хлопок в ладоши)
И суп овощной оказался неплох.

Ягода
Раз, два, три, четыре, пять,
(пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого)
В лес идем мы погулять.
(обе руки идут по столу)
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
(загибают пальчики, начиная с большого)
И братишке отнесем.

С детства известные строчки стихов:

Хозяйка однажды с базара пришла
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку
Капусту
Морковку
Горох
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Все перечисленные овощи совершенно доступны, а если воссоздать рецепт, по которому Хозяйка готовила суп?

Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла?
Ох!..

Спор возможный, но не очень обоснованный. Картошка необходима, как источник углеводов и микроэлементов. Лучше взять картошку не очень разваривающуюся. В картошке содержится витамина С больше, чем в лимоне, но при кипячении он практически полностью разрушится. Капуста - источник витаминов группы В и необходимых для пищеварения пищевых волокон. Морковка даст каротин - провитамин А, но необходимо ее обжарить или пассеровать с жиром - растительным или животным, поскольку витамин А жирорастворим. Горох и вообще бобовые - источник растительных белков. Судя по набору продуктов, суп предполагается постный, обогатить его растительными белками, сделать сытнее - правильное решение. Петрушка- великолепный афродизиак, повышающий либидо и сексуальную потенцию. Очевидно Хозяйка женщина не старая, суп будет есть не в одиночестве и рассчитывает на знаки внимания со стороны своего Хозяина (а может быть у нее квартирует постоялец?) Свекла богата каротинами и каротиноидами, витаминами, а также является источником пищевых волокон.
Вот и получается, что спор овощей по сути своей беспредметен, Хозяйка приобрела для супа оптимальный набор продуктов, именно вместе сваренные они сделают суп вкусным и полезным.

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!

Ничего не говорится о предварительной обработке овощей, их же необходимо помыть и почистить. Но, видно, поэт витая в эмпиреях не стал уделять такой прозаической процедуре отдельную строфу. Уверен, что Хозяйка правильно подошла к этому вопросу. Крошить... ну что же, картошку порежем крупно на части, капусту мелко нашинкуем, морковь, свеклу и корень петрушки порежем соломкой. На месте Хозяйки я свеклу, морковь и корень петрушки пропассеровал бы в растительном масле.
Непонятно, что делать с горохом... если это консервированный зеленый горошек (что вряд ли) то необходимо просто открыть банку. Если это сушеный горох, его следует замочить на несколько часов в холодной воде, а потом отварить. Но сейчас в продаже есть сорта гороха быстроразваривающегося, буквально пол-часа и готово. Во времена Ю.Тувима такого гороха не было. Как будем реконструировать суп? Быстрорастворимым горохом сегодня или отложим процесс на завтра? Но ведь семья, муж (или все-таки симпатичный Хозяйке постоялец?) захотят есть сегодня... По моим наблюдениям, часа 3 все-таки бывает достаточно, чтобы горох разварился без предварительного замачивания.

Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох!..

Соблюдаем очередность закладки. Сначала в кипяток идут картошка и предварительно отваренный горох. Минут через 5-7 следует капуста и еще через 5 минут - пассерованные овощи. Для приготовления супа использовался горшок, вероятно керамический обливной. Процесс проходил в печи (не поставишь ведь керамический горшок на огонь плиты, если это не специальная керамика).
Ну что же, готовить В плите немногим сложнее, чем НА плите. Тем более есть указание - горшок был душным, т.е. плотно закрытым, кипяток был крутым.

К сожалению,хозяйка не использовала лук репчатый или зажарку из нее (лучше ее делать на сливочном масле, ну я так люблю!) Быть может она твердо знала, что мужчина, на которого она возлагает вечерние надежды не любит лук? Тогда это многое об"ясняет и извиняет. Ни слова у поэта не сказано о соли и специях, надеюсь, Хозяйка не забыла посолить блюдо, поперчить его и добавить щепотку сухого майорана. И совсем ничего не сказано о подаче блюда. Я думаю, что добрая ложка сметаны сделает вкус этого супа гораздо лучше! (Не знаю, был ли Тувим религиозен, но все перечисленные овощи - парве и со сметаной сочетаются, не нарушая кашрут).
Отсутствия в супе мяса... возможно, Хозяйка не располагала финансовыми возможностями? Другая версия - не стоит сытно есть перед любовными утехами. И как вариант - постный суп на первое может явиться antre перед мясным основным блюдом. Поскольку дело происходило в Польше, как вариант основного блюда - бигос.

Загрузка...
Top